Прокуратура города Лермонтова Адрес: 357340, город Лермонтов, ул. Ленина, 13 Телефон: (87935) 5-16-03
Главная
Роль органов прокуратуры в профилактике экстремизма, проявляющегося на национальной и религиозной почве 01.09.2017 Роль органов прокуратуры в профилактике экстремизма, проявляющегося на национальной и религиозной почве

Экстремизм продолжает оставаться одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому проблема борьбы с ним относится к числу наиважнейших задач государства и правоохранительных органов.
    Без социального, национального, межрелигиозного согласия в стране невозможно обеспечить ее процветание и правопорядок, а также спокойствие и уверенность граждан в реальном обеспечении их прав, свобод и законных интересов независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств.
    Изучение политической и социально-экономической ситуации в России показывает, что проявления экстремизма обнаруживают себя во всех сферах жизни нашего общества.
    В области культуры экстремизм проявляется в пропаганде насилия, жестокости, цинизма, в уничтожении исторических памятников, предметов старины, являющихся национальным достоянием, и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, уровне культуры российских граждан.
    В сфере межнациональных отношений экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.
    В области религии — в культивировании нетерпимого отношения к верующим других религиозных конфессий, насильственном захвате их культовых сооружений, разжигании националистических и сепаратистских настроений среди верующих, насильственных посягательствах на жизнь, здоровье и конституционные права священнослужителей и верующих других конфессий.
    Приведенные разновидности экстремизма редко существуют в чистом виде. Как правило, все они тесно переплетены и взаимосвязаны.
    Значительная роль в борьбе с экстремизмом отведена органам прокуратуры. Эта роль реализуется в ходе координационных мероприятий, таких как: организация совместных проверок религиозных и общественных организаций, средств массовой информации; совместные выезды в подчиненные прокуратуры; разработка и реализация межведомственных планов в данном направлении; обсуждение на координационных совещаниях проблемных вопросов и выработка совместных решений.
    Важным направлением прокурорской деятельности является своевременный надзор за законностью производства предварительного расследования преступлений, связанных с экстремистской деятельностью.
    Именно прокурор — должностное лицо, одновременно осуществляющее от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования (ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Как координатор прокурор может способствовать эффективному взаимодействию правоохранительных органов в изобличении организаторов и участников экстремистской деятельности, а также профилактике таких проявлений.
    Состояние законности и правопорядка в сфере противодействия экстремистской деятельности во многом определяется ростом международной террористической активности, популяризации радикальной религиозной идеологии через сеть Интернет и другими факторами.
    Особую опасность вызывает связь бандподполья с международными террористическими организациями и участие жителей России в вооруженном конфликте на территории Сирийской Арабской Республики.
    По данным официальных источников с начала вооруженного конфликта в Сирию из Российской Федерации выехали более 1,5 тысяч человек. В ряде случаев эти лица, получив опыт ведения боевых действий и обладая связями с международными террористическими организациями, по возвращении в Россию примыкают к действующим бандитским формированиям. Высока вероятность их участия в распространении ради-кальной идеологии, вербовке новых членов и создании подпольных экстремистских ячеек, подготовке и совершении террористических актов.
    Члены деструктивных организаций активно используют информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности. Под воздействием экстремистской про¬паганды, прежде всего в сети Интернет, молодежь из разных регионов России приобщается к участию в так называемом джихаде. Для целей террористических групп широко используются коммуникационные воз¬можности социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», «Фейсбук» и «Твиттер», где создается большое количество страниц и сообществ в целях пополнения рядов незаконных вооруженных формирований (НВФ) и их пособников, ведется активная пропагандистская работа. При этом преобладает и имеет тенденцию к росту количество преступлений, совершенных с использованием сети Интернет.     Удельный вес таких деяний в структуре экстремистской преступности в масштабах страны в настоящее время составляет практически две трети.
    Таким образом, преступность в указанной сфере характеризуется активной деятельностью объединений, разделяющих радикальные идеологии, вовлечением молодежи в неформальные объединения радикальной направленности, в том числе за счет распространения через сеть Интернет информационных материалов, направленных на разжигание национальной и религиозной нетерпимости.
    Особое значение в противодействии экстремистской преступности законодатель отводит вопросам её профилактике.
    Законодательством о противодействии экстремизму прокурорам пре-доставлены полномочия по направлению в суд заявлений о признании экстремистскими информационных материалов, призывающих к осущест-влению экстремистской деятельности или оправдывающих ее осуществление. Прокуроры всех субъектов Российской Федерации активно используют эти полномочия. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации с момента введения этой процедуры в 2002 году судами по заявлениям прокуроров признано экстремистскими более 3 тысяч информационных материалов.
    К таким материалам относятся книги и брошюры, аудио- и видеоматериалы, формирующие общественное мнение в сторону нетерпимости к другим на¬циям и религиям. Среди них труды Гитлера и Геббельса, публикации идеологов террористических организаций «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и «Нурджулар», агитационные материалы национал-социалистических партий «Русское национальное единство» и «Формат-18», видеообращения участников незаконных вооруженных формирований.
    Многочисленные нарушения законов в сети Интернет и их обществен¬ная опасность вызвали необходимость внесудебного ограничения доступа к негативной информации.
    С 1 февраля 2014 года вступили в силу дополнения в законодательство об информации, предоставляющие Генеральной прокуратуре Российской Федерации право направления в Роскомнадзор требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского характера.
    По 211 требованиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации более чем с 4500 интернет-страниц удалена информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятия, проводимых с нарушением установленного порядка.
    В подавляющем большинстве случаев данные меры реагирования были направлены на нейтрализацию призывов к осуществлению экстремистской деятельности.
    Так, заблокированы такие сайты как «Кавказ-центр», «Имарат Кавказ» и другие, которые осуществляли информационное обеспечение деятельности участников бандформирований Северо-Кавказского региона, подробно освещали совершаемые ими убийства сотрудников правоохранительных органов и нападения на здания органов власти. Посредством этих сайтов также распространялись идеи радикального ислама и призывы к террористическим актам.
    Кроме того, по требованиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации Роскомнадзором в сети Интернет выявлено и заблокировано 160 веб-ресурсов, созданных для сбора денежных средств на поддержку НВФ в Сирийской Арабской Республике, на которых размещались текстовые и аудиовизуальные материалы, связанные с деятельностью международных террористических организаций, содержались призывы оказывать финансовую помощь террористическим группам с указанием номеров мобильных телефонов, QIWI-кошелька и иных платежных реквизитов.
    Основные усилия деятельности правоохранительных органов в настоящее время направлены на дальнейшее обеспечение профилактики экстремизма и терроризма, противодействие организованным формам преступности (экстремистским и террористическим сообществам и организациям), пресечение каналов их финансирования, а также воспрепятствование пропаганде преступных идеологий, в том числе осуществляемой с использованием телекоммуникационных сетей.
    На сегодняшний день в Российской Федерации запрещена деятельность 67 организаций, в том числе в связи с признанием экстремистскими — 43 организаций, включая международные («Нурджулар», «Ат-Такфир Валь-Хиджра», «Таблиги Джамаат»), а также террористическими — 23 организаций и одного сообщества, при этом подавляющее большинство из них иностранные организации.
    В сложившихся условиях необходимо предотвратить возникновение предпосылок для осуществления иностранными и международными организациями на территории Российской Федерации деятельности, представляющей угрозу основополагающим ценностям Российского государства.
    В соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы прокуратуры Российской Федерации наделены полномочиями по принятию мер, направленных на ограничение доступа к информационным ресурсам, распространяющим в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
    В случае обнаружения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», включая случай поступления уведомления о её распространении от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
    Предварительное рассмотрение уведомлений о распространении информации с нарушением закона, поступающих в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, осуществляется этими прокуратурами.
    Закон наделяет прокуратуру и Роскомнадзор определенными полномочиями и обязанностями, но выявлять в сети «Интернет» информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка могут и должны все федеральные, региональные и муниципальные органы, общественные объединения и граждане.
    В этой связи в настоящее время органами прокуратуры и правоохранительными органами принимаются дополнительные организационные и практические меры по выявлению и фиксации нарушений, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации экстремистской направленности